Как всё начиналось.

В Детском доме-интернате №8 комитета социальной защиты г. Москвы существует отделение милосердия, в котором находятся дети-сироты, имеющие серьезные интеллектуальные и соматические нарушения, которые были оставлены родителями по этой причине.

Осенью 1995 года на территории Психоневрологического интерната №30 начала свою деятельность небольшая группа единомышленников -энтузиастов во главе с Леонидом Могилевским и Сергеем Колосковым. Поначалу мы опекали 35 лежачих детей, работая санитарами-воспитателями. Это были дети-сироты 5-14 лет, с комплексными нарушениями психофизического и умственного развития, имеющие медицинскую, педагогическую, социальную запущенность.

Интеллектуальный статус названной категории воспитанников определялся диагнозом олигофрения в стадии имбецильности и идиотии, что с позиции существовавшей отечественной психологии и педагогики означало - "необучаемый", их психофизический статус квалифицировался как "лежачии". За основу работы с детьми был взят принцип "материнского" или "семейного" ухода, когда вокруг ребенка создается атмосфера, приближенная к домашней. Кроме ухода, в котором дети остро нуждались, участники группы милосердия пытались дать им ту ласку и то тепло, которые нужны каждому ребенку, и которого они были лишены с самого рождения.

Ухаживая за детьми и воспитывая их, мы старались относиться к ним так, как относятся родители к своим детям в нормальной семье: носить на руках тех, кто не знал тепла родительских рук, петь колыбельные песни тем, кто их не слышал, улыбаться им разговаривать с ними. Мы старались заменить детям родительский дом, которого они были лишены .

Данный принцип работы определил с одной стороны количество, но главное - нравственные позиции сотрудников, пришедших работать с детьми. Нелегко было найти и отобрать людей, готовых бросить свою работу и посвятить жизнь больным детям.

Леонид и Сергей обратились к Русской Православной Церкви. В качестве санитаров-воспитателей , в основном, приглашались прихожане московских храмов, готовых проявить к детям-сиротам христианские нормы милосердия и уважения. Для многих откликнувшихся и пришедших начался новый творческий этап в жизни.

Внутренние душевные силы и желание конкретного созидания добра привело нас к встрече с этими детьми. Участие в их жизни дало возможность пережить с ними не только горе, ужас и страх, но и воссиявшую, блеснувшую радость. И убедиться, что мы и они нуждаемся друг в друге.

До прихода группы милосердия количество детей на одного санитара составляло 35-40 детей, теперь норма снижена до 6-8. К лету 1996 года наша "семья" выросла вдвое. Иногда со стороны персонала мы встречали непонимание: например, зачем одевать или кормить ребенка, зачем нужно подолгу разговаривать с ним, голосом или взглядом выражать ему свое человеческое участие? Старые идеологические принципы отрицали за такими безнадежными детьми право на любовь, и было необходимо время, чтобы христианский взгляд на этих детей и соответствующий уход вернули им человеческий образ и достоинство, изменяя и само отношение к ним окружающих людей.

В конце 1996 года к нам прибыло еще тридцать детей из одного подмосковного интерната: по своему состоянию дети были очень тяжелыми. Увеличение числа детей привело к необходимости искать новых сотрудников, а тот небольшой опыт, что был накоплен, заставил задуматься о другом уровне организации работы. По нравственным соображениям мы не имели права отобрать меньшее число детей, оставив остальных без нашего участия. В таком случае это выгладило бы как научный эксперимент, а не как акт милосердия.

В самом начале 1997 появилась возможность пригласить на работу сверхштатных (внештатных) врачей: заведующего - психиатра. Психоневролога, имеющего опыт работы с детьми с диагнозом ДЦП, и педиатра. Это послужило началом действительно серьезного индивидуального медицинского подхода к нашим детям, включающего в себя профилактическую, лечебно-диагностическую работу и организацию правильного питания. В процессе ежедневного общения с детьми санитары-воспитатели осуществляли не только необходимый санитарный уход, но в его процессе обучает (воспитывает) ребенка: умывает и учит умываться, кормит в нормальном ритме и постепенно учит есть самостоятельно и т. д.

Благодаря участию западных и российских благотворителей мы получили возможность изменить условия жизни детей: оформить комнаты (раньше в них кроме кроватей не было ничего). Приобрести дополнительную одежду, игрушки, развивающие игры; нам подарили коляски и специальные кресла, столы и стулья, стиральные и сушильные машины.В отделении появилась общая игровая комната с сухим бассейном, со спортивными приспособлениями, и на этажах зазвучала церковная, классическая и детская музыка. Это был мощный прорыв живого мира в пустой, безэмоциональный мир наших детей. И наконец, лето 1997 года подарило нашим детям еще один сюрприз: они впервые за многие годы жизни вышли за пределы замкнутого пространства. Норвежское общество родителей детей-инвалидов подарило нашим детям много прогулочных колясок, и они впервые вышли на улицу.

Постепенно все это приносит свои плоды: дети стали оживать в прямом смысле этого слова, у них появился интерес к жизни. Наукой и практикой доказан тот факт, что если ребенок нежеланный, он уже в утробе матери начинает это чувствовать. Родившись в этот мир, ребенок еще сильнее переживает свою отверженность , одиночество и постепенно угасает.Бог дал ребенку родителей - это первые люди, через которых ему открывается образ любви Божественной. Полностью заменить родителей конечно нельзя, но мы стараемся, насколько это возможно, дарить любовь этим детям. И чувствуя тепло и заботу, эти тяжело рольные, запущенные, никому не нужные до сего времени дети учатся ходить, начинают воспринимать речь, петь, самостоятельно кушать, произносить звуки и слова.

Летом 1998 года отделение милосердия и реабилитации было переведено в Детский дом-интернат №8 ЮАО по адресу: Борисовский проезд, 3/3. Учитывая положительную динамику в психофизическом развитии детей, Комитет социальной защиты сохранил должность воспитателей для групп, в которых находятся более сохранные дети, благодаря чему они стали получать более профессиональную воспитательную поддержку.

В настоящее время в интернате с детьми работают музыкальный терапевт, массажист и два коррекционных педагога. Результатом почти четырехлетней работы явилось то, что 150 детей вернулось к жизни, из них 70% умеют ходить или передвигаться с помощью инвалидных колясок, 60% обладают навыками опрятности, сами одеваются, 50% самостоятельно едят. Многие дети активно взаимодействуют со взрослыми и друг с другом, умеют объясняться жестами, слогами, некоторые владеют простой фразой. Они веселы, ухожены, открыты к общению. В свою очередь мир открывается постепенно на встречу с этим детям. Дети ездят на экскурсии, они посещают кукольный театр, зоопарк, дельфинарий, имеют возможность во время выездов общаться со здоровыми сверстниками. Об их существовании знают многие и многие желают им помочь. Так, два ребенка живут в настоящее время в семьях, что является актом социальной реабилитации.

Родители некоторых детей также постепенно меняют к ним свое отношение. Они стали чаще навещать своих детей, стали больше уделять им внимания, и активнее участвовать в жизни интерната.

 

 



Сайт создан в системе uCoz